I had wings once, but they were stolen from me.
Маленькая предыстория.
На трейлер и постеры Малефисенты я засматривалась давно - с тех самых пор, как они все только вышли. Кстати говоря, вначале я подумала что-то вроде "О боги, очередная диснеевская сказочка. Уведите меня отсюда". А потом, пока ходила в кино на другие фильмы, мне опять попадался трейлер, и уже тогда я задумчиво прищурилась. Даже несмотря на то, что Анджелина Джоли никогда не входила в список моих любимых актрис, мне жутко понравился образ самой Малефисенты. И я решила: надо сходить. Ну а вдруг.
Потом один мой друг, которому я сейчас готова оторвать голову за чудовищное оскорбление этого прекраснейшего фильма, взял и ляпнул мне за день до запланированного похода, что, дескать, "Малефисента - самый скучный фильм, который я видел". Причем, бессовестное создание, описание дал соответствующее.
Но я чуть ли не интуитивно чувствовала, что мне понравится и что надо сходить.
И...И ВООТ
Пожалуй, это самая прекрасная диснеевская картина, которую я когда-либо видела!
Все, кто хоть раз заходил в мой дневник или хоть раз ходили со мной в кино/смотрели сериал/читали книгу/спасали мир - так вот, все эти люди знают, что я души не чаю в антагонистах. В глубоких и продуманных, неоднозначных и загадочных антагонистах, как то: Северус Снейп, Артемис Фаул, Кроули и иже с ними. От Малефисенты я ожидала попадания в этот образ, и, можете мне поверить, она попадает.
Начало довольно-таки знакомое и почти банальное. Жила-была добрая фея, пусть и с рожками, летала, пела, и тут, значит, из королевства людей к ней попал мальчик Стефан. Мальчик Стефан влюбился, добрая фея Малефисента тоже влюбилась, через некоторое время последовал закономерный поцелуй истинной любви, и вся фигня. А потом мальчик Стефан,
Я, как истинный поклонник оправданного и неоднозначного антагонизма, сначала наивно полагала, что мальчик Стефан просто хотел уберечь Малефисенту, прекратить набеги на ее болота и вообще всячески оградить ее. Ан нет. Мальчик Стефан оказался банальной алчной сволочью. Малефисента проклинает его дочь, снимает с себя звание доброй феи, одевается во все черное, обзаводится личным вороном-человеком, рогатой короной - все как положено. Проклятие тоже вполне знакомого содержания: все-то будет у девочки-принцессы хорошо, пока не стукнет ей шестнадцать (вот ведь воистину страшный возраст). В шестнадцать лет она уколется прялкой и заснет вечным сном, пока не испытает поцелуй истинной любви.
Вроде как пересказ банальнейшей сказки, от которых меня обычно тошнило в сторонке - ан нет. Я сижу и смотрю завороженно, поскольку, во-первых, это сыграно. Я всегда в первую очередь смотрю актерам в глаза, это для меня первый показатель игры - так вот, Джоли реально играла. По крайней мере, мой внутренний Станиславский довольно попискивал. Во-вторых, это снято. Снято не по принципу "А нафигачим-ка мы сюда вместо смысла лучше спецэффектов, да побольше", а в меру и гармонично. Ты смотришь на феечек, на волшебные искры и на прочие компьютерные радости, и у тебя нет ощущения, что все это наляпано на экране, лишь бы было красиво и ярко. Ты веришь в тот мир, который тебе показывают. Мы со Станиславским сидели и потихонечку плавились от обилия красоты.
Но идем дальше. Девочка-принцесса, которую заботливый папа (мальчик Стефан, угу) послал с тремя феечками куда подальше в хибарку в лесу, растет, цветет и хорошеет с каждым днем. Девочку-принцессу зовут Аврора. Она, как по мне, уж чересчур слащавая, я никогда не любила таких персонажей из разряда "ах, я такая добрая, такая славная и милая, что аж сама умиляюсь от собственной милоты". Но - терпимо. Потому что тут-то начинается самая красота.
Малефисента наблюдает за девочкой, которую самолично прокляла. Смотрит за каждым ее шагом, постоянно находится где-то неподалеку, пока Аврора взрослеет. В разговорах с вороном Диавалем, который периодически превращается в человека или в еще какую зверушку, Малефисента презрительно называет Аврору "чудищем", однако, пока три феечки-прастити-ебанашки занимаются какой-то ерундой, она то не даст Авроре упасть с обрыва, то попоит ее, то убережет от чего-нибудь вроде внезапно оборвавшегося сучка. В общем, становится таким себе демоном-хранителем. На шестнадцатом году жизни Аврора таки знакомится с Малефисентой и радостно обзывает ее "феей-крестной", утверждая, будто бы видела, как тень Малефисенты всюду следует за ней и бережет от бед.
Малефисента потихоньку понимает, что умудрилась полюбить девочку.
И вот здесь-то я окончательно растекаюсь по креслу.
Потому что это то самое, что я так обожаю в персонажах: вот эта невысказываемая и тщательно скрываемая любовь и забота, которая цветет внутри несмотря на внешнюю черную мантию и устрашающие рога. Вот этот взгляд из разряда "Черт побери, мне же нельзя. По статусу не положено. Я не могу. Я ведь злой(ая). Мне надо быть злым, тогда что со мной происходит, черт побери, и почему я опять спасаю это чудище от падения с обрыва, почему я несусь на черном коне, чтобы помочь ей?!". А-а-а-а.
Малефисента уже тысячу раз жалеет, что она наложила это проклятие на Аврору, пытается его снять, но у нее ничего не выходит. Тогда она бросается на поиски принца, дабы тот подарил девочке пресловутый поцелуй истинной любви. Принц находится. Такой же отвратительно-слащавый, как сама Аврора. Малефисента устраивает все так, чтобы принц попал во дворец и получил все условия для возвращения Авроры к жизни. При этом сама она всегда в тени, никому не показывается, стоя за ширмой и тихо говоря своему ворону-слуге: "Любви не существует. Заклятие не может быть снято".
Но при этом стоит и напряженно вглядывается через ширму.
Поцелуй принца не срабатывает. За ненадобностью мальчика посылают куда подальше, и Малефисента со слезами на глазах подходит к беспробудно спящей Авроре и произносит великолепный монолог. Без единого лишнего слова. Монолог получился невероятно настоящим, он как будто бы и не со страниц сказки взят. Хочу услышать это в оригинале. Малефисента целует Аврору в лоб, и тут, разумеется, свершается чудо.
Черт побери, вот это - оно. Тема материнской любви, которая сильнее любой внезапно возникшей симпатии или влюбленности. Которая не чернеет, не теряет крыльев, не горит от железа и не знает никаких проклятий. Которая спасает и приносит свет. Которая заставляет прощать, а не мстить. Уносите меня.
Вот. Я и четверти не написала того, что было у меня в голове и в душе, когда я выходила из кинотеатра. Я никогда не думала, что диснеевская сказка может оказать такой эффект.
Не герой и не злодей. Персонаж, соединивший в себе добро и зло - Малефисента.
Просто посмотрите на это. Она еще и эффектно сделана. Всего в меру. Даже рога и черные крылья не вызывают ощущения излишнего гротеска.
И вообще, у Джоли в этом фильме потрясная мимика. Я теперь буду мониторить тамблер в поисках одной гифки, где она подняла бровь, ибо она потрясающая.
Ах да!
Короче, у меня эстетический обморок и все прилагающееся. Это шикарный фильм.