«Главное — взлететь. А там разберемся»
Я не люблю российское кино. Нет, точнее вот так: я не люблю большинство современных российских лент, а уж некоторые, совершенно особенные
(читать: Левиафан, Солнечный удар, Сталинград и иже с ними) еще и искренне ненавижу. Поэтому я как-то не удивилась, когда увидела афишу "Призрака" с Бондарчуком в главной роли и почему-то подумала о бензопиле. Тем не менее, мама всю неделю уламывала меня сходить, и сегодня, спрятавшись от ливня в "Муссоне", я вдруг беру телефон и ни с того ни с сего говорю: маменька, собирайтесь, я пошла за билетами на "Призрака". Вот честно, не знаю, с чего это я. В отношении российского кино я уже до отвратительной степени придирчивое создание, и действительно дошла до состояния, когда один только взгляд на афишу российского фильма может убить во мне всякое желание. Но вот сегодня я сидела в зрительном зале, и фильм еще даже не начался, а я откуда-то знала, что это будет не так плохо, как я уже успела себе нарисовать.
Во избежание спойлеров - под кат.Это не просто "не так плохо", это — обалденно.
Я со своими гипертрофированными режиссерско-сценаристскими амбициями натурально страдаю, когда в очередной раз натыкаюсь на что-нибудь вроде "Левиафана" — не просто бездарную, отвратительную и не заслуживающую даже права на существование хрень, снятую на государственные деньги и государство же макающую в грязь перед мировой аудиторией, а нечто вообще не имеющее названия. Еще больше я страдаю, когда узнаю, что это номинировано на Оскар, а значит гарантированно получит аудиторию, готовую впитывать в себя постулаты о ничтожной хмельной русской жизни и о том, что в России не умеют снимать кино.
Но когда я смотрю фильмы вроде "Призрака", моя вера в мир в общем и в русский кинематограф в частности воскресает. Такие фильмы — прекрасно прописанные, без какого-то неуместного пафоса, но зато одновременно глубокие, светлые, смешные и вместе с тем грустные — действительно возвращают мне надежду. Заставляют улыбаться просто потому, что вот есть такой фильм, и он, к сожалению, не номинирован на Оскар — но он существует. Вот существует, и все, и это не отменить, и если кто-то его посмотрит, то у него, возможно, тоже в душе что-то зашевелится, и он тоже скажет: боже, как здорово, как я рад, что провел последние два часа именно так.
"Призрак" — про то, что...
Что все возможно, что мечту бросать "никогда-никогда-никогда нельзя!!!", что дело всей жизни — чертовски сильная и спасительная вещь, что бояться — последнее дело, что смерти нет.
Это очень простые морали, вот очень-очень. Их уже, конечно же, много раз показывали на экране, они — не левиафановский глубокий режиссерский замысел, место которому желательно в забвении. Они — простые, близкие, человеческие. Но они показаны красиво, логично, с хорошим юмором, с добрым посылом, с заложенной мыслью, с прекрасной игрой актеров. Бондарчуку, конечно, просто нельзя уходить за кадр и пытаться режиссировать: ну видно же, что он актер (пусть и с одним ампула), а не режиссер. Прекраснейший момент, когда персонаж Цапиника Гена делает из договора бумажный самолетик — на этом месте я не выдержала, расплакалась. И когда Юра исчезает, и тут же на горизонте взлетает самолет - это просто И вообще, боже, я не могу выделять отдельные моменты, когда весь фильм — один большой самый лучший момент.
Я так чертовски рада, что нам опять показали, что русские все-таки умеют снимать кино.
Хочу стать частью этого всего, господи, как же хочу.
Но не суть.
Главное — взлететь.
А там разберемся.