невинная ремарка
АПД.
он говорит: «что видишь?», она говорит: «ничего».
он хмурится, цокает и раздраженно ведет плечом.
бросает окурок, бесится.
девочка не причем.
он думает: обречен.
она говорит: «зачем?», а он говорит «а так».
грубит, издевается и ведет себя, как дурак.
по вечерам запирается.
пьет коньяк.
она знает, что он — маньяк.
она внутренне морщится: что же к нему влечет?
заточённым карандашом заворачивает пучок.
жжет тревога внутри, сигналит
как маячок.
она думает: что ж за чёрт.
он смеется над тем, как она налаживает контакт —
он смеется над ней: молодость, красота, юрфак.
поначалу была не такая, и делала все
не так.
чушь и бред.,
но факт.
он — это кактусы на окне, кепка, борода и плащ.
она — кожанка, острый взгляд, заточенный карандаш.
она — больше не пешка, а он тут не режиссер.
он спрашивает: «что видишь?»
она:
«кроме выхода —
абсолютно всё».
он хмурится, цокает и раздраженно ведет плечом.
бросает окурок, бесится.
девочка не причем.
он думает: обречен.
она говорит: «зачем?», а он говорит «а так».
грубит, издевается и ведет себя, как дурак.
по вечерам запирается.
пьет коньяк.
она знает, что он — маньяк.
она внутренне морщится: что же к нему влечет?
заточённым карандашом заворачивает пучок.
жжет тревога внутри, сигналит
как маячок.
она думает: что ж за чёрт.
он смеется над тем, как она налаживает контакт —
он смеется над ней: молодость, красота, юрфак.
поначалу была не такая, и делала все
не так.
чушь и бред.,
но факт.
он — это кактусы на окне, кепка, борода и плащ.
она — кожанка, острый взгляд, заточенный карандаш.
она — больше не пешка, а он тут не режиссер.
он спрашивает: «что видишь?»
она:
«кроме выхода —
абсолютно всё».